Шолом, Валентин Григорьевич!
Третий раз пишу Вам письмо. Впервые это было много лет назад, когда я прочитал в «Литературной газете» отрывок из Вашей повести «Вниз и вверх по течению». Я с восхищением подумал: в России родился новый большой писатель! Все эти годы я следил за Вашим творчеством и радовался тому, что не ошибся – Ваш талант креп с каждой новой книгой. И вместе с тем Вы восхищали меня не только как писатель, но и Гражданин: Ваши выступления в защиту Байкала, Сибири – это защита Родины, место, которое нам дано от Бога, но честь и сохранность которой зависит от человека.
Первые письма я не отправил: не хватило смелости, а, может быть, слов, чтобы передать свое восхищение.
Но знаю – это письмо отправлю, как бы трудно мне не давалось изложить то, что мучает меня (нас всех!) в свете последних событий на нашей общей с Вами Родине.
«Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло… теперь мы прежде всего обязаны родине истиной» — П. Чаадаев.
По вине нашей тоталитарной системы и ее сталинских узурпаторов мы долго жили в неведении, боялись сказать слово, не оглянувшись.
Но вот наступило время гласности: даже половинчатое ощущение свободы вызывает разногласицу мнений – раб закричал на приспущенном поводке. Мгновенно начали создаваться группировки, течения, общества, каждая из которых выдает программу спасения страны – строит дорогу к храму. Оно и понятно, а понять – значит простить, и тогда можно всем вместе разобраться, не укоряя друг друга, а прислушиваясь к голосу собеседника, и вместе отыскивать верный путь. Для этого нужны выдержка и благоразумие с обеих сторон. И в первую очередь от тех, кто формирует общественное мнение, к голосу которого прислушивается народ.
Пятый год перестройки – а страсти лишь разгораются. У многих ставится во главу угла не поиск истины, а самолюбивое желание утвердить собственное мнение. Наш народ хронически болен «вождизмом». «Истина для ума действительнее факта. Человек верит в действительность истины. Движимый верой в объективную истину, человек стремится сделать свою веру знанием. Эта цель может быть достигнута воплощением идеи в факте и обращением факта в идею» — В. Соловьев. Мы так долго были отлучены от нормального, естественного поиска истины, что это стало для нас одной из самых сложных задач. К тому же, у нас все еще нет свободы слова, но уже и гласность обнажила мотивы поступков и действий разных групп людей в нашем обездоленном Отечестве.
Одно из таких мнений формирует в сознании народа журнал «Наш современник» (Кстати, о названии: современник – всегда наш, это объективность). Журнал этот, как явствует из титульного листа, является органом СП РСФСР. В состав ее входят 16 автономных социалистических республик, 5 автономных областей, 33 языковые группы, 126 национальностей. Журнал выходит на государственном русском языке, но по своей сути предназначен выражать интересы всех народов на территории федерации. Журнал претендует быть вожаком общественного мнения всех народов страны.
Народ – это не масса, как приучали нас думать. Народ – это сообщество разноликих индивидуальностей, и чем богаче каждая личность – тем могущественней весь народ. Народ – это соотечественники, населяющие одну территорию, где каждый конкретный человек является выразителем всего богатства страны, уровнем ее развития, культурного и экономического, по которому можно судить о месте этой страны среди цивилизованного мира.
В последние годы члены редколлегии этого журнала, видимо, не уверенные в том, что читатель поймет их по публикациям, бросились в народ устраивать встречи с читателями в разных городах страны.
Одна из таких встреч произошла в Минске. Возглавляли эту группу заместители главного редактора В. Свиниников, А. Казинцев и М. Лобанов. Они посвятили свои выступления задачам спасения русской культуры. От кого? От инородцев и жидомасонов. Перечень имен, которые они произносили в своих обвинительных речах: Гроссман, Пастернак, Мандельштам, Синявский, Войнович, Коротич, Герцен, Свердлов и др. Нетрудно догадаться из их путанных бездоказательных речей, что главный грех их в том, что они являются евреями или им сочувствующие. Даже Сталин назывался не иначе, как ученик Троцкого и выдвиженец Кагановича. Вот их сокрушительный вывод: они – палачи русского народа. Рефреном звучала мысль об угрозе русской культуре со стороны инородцев. Свободный обмен культурными ценностями между странами и народами именовался «враждебным посягательством на богатство русской культуры». Договорились до того, что «все это есть проявлением империалистического мышления, которое не дремлет, не сложило оружие» — и вывод однозначный: «надо оградить границы железным занавесом ради спасения на территории России русской культуры».
Как вела себя публика в зале? Никому не давали слова, на записки отвечали выборочно, и каждый ответ сопровождался словами: «И вы, белорусы, находитесь в таком же положении. А мы с вами принадлежим к одной славянской культуре – и вместе должны противостоять этой угрозе». Вся территория страны именовалась не иначе, как «исконные русские земли, которые надо наконец-то любым способом очистить от всего нерусского, инородного, инакомыслящего…»
Валентин Григорьевич, слышу от Вас законный вопрос: «Почему вы обращаетесь лично ко мне, если разговор идет о журнале «Наш современник»?» Ответ: они в своих выступлениях все время ссылались на Вас, к тому же, Вы – член редколлегии журнала.
Честный человек, не согласный с мнением и направлением группировки, находит в себе мужество покинуть ее. Честный – независимый. Вы же не только молчите, но и позволяете им трепать свое имя в этом шовинистическом разгуле, находящем реальное воплощение в обществе «Память». Выступая по ТВ и в журнале, Вы сказали, что с «Памятью» все сложно, надо разобраться, ее нельзя назвать черносотенной организацией. При этом не привели никаких доводов – по сути дела, этим только поддержали общество, которое организовало антисемитский митинг на Красной площади, ворвалось и устроило погром в ЦДЛ, грозя в следующий раз придти с автоматами, общество, которое выявляет процентное отношение евреев во всех областях деятельности в государстве, членство в которое стоит пяти выявленных еврейских фамилий.
Таких фактов скопилось много. Неужели Вам это неизвестно?
2
Валентин Григорьевич, Вы у нас стали большим авторитетом по истории Сибири и России. Язык Ваших выступлений, его богатство и стиль, до сих пор покоряют.
Но давайте поговорим о сути – вспомним историю развития России.
Киевская Русь – оттуда пошла земля русская. Об этом умалчивают все больше в официальных документах. Идет новый отсчет границ: Московское княжество – Московия.
Давайте остановимся на этом. Победа Руси над татаро-монгольским нашествием послужила началом нового исчисления русских границ. Одна из главных причин затянувшегося татаро-монгольского ига, как нам известно, заключается в том, что на протяжении столетий были на Руси раздоры и междоусобные войны, когда брат шел войной на брата. Но и это иго научило Русь тому, что только в единении сила нации: горькие, но поучительные уроки. В закабаленной стране росло сознание народа, и скопилась сила, способная свергнуть поработителей – и родилось великое Московское государство, которое стало называться Россией, крупнейшее в Европе. Маркс писал: «Изумленная Европа в начале княжества Ивана 3, едва подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена появлением огромной империи на восточных своих окраинах» («История дипломатии» М.1941г.,т.1,с.197).
Как отмечают историки, образование этого государства имело прогрессивное значение. С одной стороны оно обеспечило безопасность страны от внешних захватчиков и давало простор для развития феодального способа производства. Но в тоже время, установившееся в стране крепостное право тормозило буржуазное развитие – и это способствовало отставанию России от передовых стран Европы, где начали складываться капиталистические отношения.
Чем же занялась освобожденная Россия? Быть может, воодушевленная своими победами и наученная горьким опытом, она приступила к естественному пути экономического развития, как Европейские страны? Нет…
Начиная с Ивана Грозного, ширится планомерный захват новых территорий во все стороны. Не отсюда ли лозунг большевиков: «Грабь награбленное?» Россия стремительно рвалась к морям и океанам, подминая на своем пути все страны и народы. На базе этих захватнических войн сложилась целая оправдательная философия: Россия помогает другим народам освободиться от иноземного ига. А в результате все эти «освобожденные народы» становились вотчинами своих освободителей. И гений Суворова был использован для утверждения этого великодержавного шовинизма — видимо Ленин незря назвал Россию жандармом народов.
К сожалению, не так понимают такую политику многие и в наши дни.
Вот как восторженно пишите Вы, Валентин Григорьевич, об этом в своей книге «Сибирь без романтики»: «После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного, важного, более счастливого (разрядка Б.Р) и исторического, чем присоединение Сибири, на просторах которой старую Русь можно уложить несколько раз. Только перед одним этим фактом наше воображение в растерянности замирает – словно бы застревает сразу же над Уралом в глубоких снегах». Написано возвышенно и красиво – а суть?
Нет, Валентин Григорьевич, не этим надо бы гордиться русскому писателю. Такая многовековая политика послужила и современному вторжению в Афганистан (позорному вторжению!), дружественной нам страны. Не это должен воспевать честный писатель, не это ставить в заслугу своей Родины. Вспомните хотя бы «Хаджи – Мурата» Л. Толстого.
Не величиной территории и победами над другими странами и народами, а уровнем жизни людей и их нравственно-культурными ценностями должно определяться достоинство государства. Древнекитайские философии донесли до нас великую мудрость, отвергающую любые войны: «Где побывали войска, там растут терновник и колючки…Прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей…Победу следует отмечать похоронной процессией».
Что же принесло с собой вторжение России на необъятные просторы Сибири? И чем оно отличается от татаро-монгольского вторжения на Русь? Имея такой собственный горький опыт, можно было понять: как жить под игом иноземных захватчиков? Вот как пишет в своей книге «Сибирская эпопея» советский историк Н.И. Никитин: «Режим грубой феодальной эксплуатации обрушился всей тяжестью на плохо подготовленных к нему в большинстве своем сибирских аборигенов. Но помимо фискального гнета и необузданного произвола (разрядка Б.Р) новоявленных феодальных правителей, коренные обитатели Сибири испытывали и воздействие таких негативных факторов, которые оказались более пагубными (разрядка Б.Р), хотя в общем и объективно неизбежными, повсеместно выявляясь при соприкосновении европейских народов с жившими долгое время изолированно и сильно отставшими от них в социальном и культурном развитии племенами – аборигены страдали от неизвестных болезней, вредных привычек (к алкоголю, табаку), оскудению промысловых угодий…За русским государством закрепились чрезвычайно богатые природными ресурсами земли, которые дали в 17 веке колоссальный приток средств в его коренные области, дозволили лучше оснастить и реорганизовать армию, укрепить оборону (не в этом ли предпосылки развития тоталитаризма – Б.Р). Россия стала обладательницей несметных богатств и в реальной перспективе неисчерпаемых природных богатств. Благодаря сибирской пушнине Россия втягивается в мировой рынок».
И вдруг автор, словно спохватившись (он советский историк – обязан держать линию!), начинает оправдывать эти завоевания тем, что для народов Сибири установилась законность, и аборигены для улаживания своих междоусобных распрей обращались к воздействию русской администрации. Спрашивается: к кому было еще обращаться народу, который получил вместо родовой власти насаженную силой подавляющую власть. Вспомните русскую пословицу: «Лучше стоять перед своей властью виновным, чем перед Москвой невиновным».
Еще много аргументов приводит автор, сглаживая сложившуюся атмосферу насилия коренного населения Сибири: шло слияние культур, обмен опытом, ускорение социально-экономического развития местных народов. Обособленная Япония, как мы знаем, обошлась без всего этого и стала великим, богатым государством.
А вот как эту политику оценивают коренные жители. («Аргументы и факты №14, 1990г.) Н. Соловьев, председатель ассоциации ороков, Сахалинская область: «Нас чуть больше 200 человек. В давние времена наши реки и озера были полны рыбы, в лесах не выводился пушной зверь. Все были сыты. Голодными были только ленивые. И заявление, что коренной народ был обречен на вымирание, не выдерживает никакой критики. С этим бестактным, унижающим наше национальное достоинство стереотипом, кочующим из одного учебника в другой, надо самым решительным образом бороться. Эта ложь нужна была для того, чтобы мы постоянно испытывали комплекс неполноценности, чтобы властям было легче управлять коренными жителями». Л. Гришина, председатель ассоциации орочей, Хабаровский край: «Орочей сегодня в стране 425 человек, за 72 года советской власти численность нашего народа не только не возросла, а намного уменьшилась». В. Санги, писатель: «По какому принципу народы в СССР поделены на сорта: 15 первосортных, остальные – второсортные? Такое национальное неравенство неизбежно должно было привести к тому, что мы имеем…»
Но все это блекнет в сравнении с тем, как велось это оцивилизование захваченных народов, которых лишили их верного единственного пути развития. Теперь мы на собственном опыте насильственного построения социализма убедились в этом – страшно оглядываться на пройденный путь и осознавать то место, на котором оказалась великая держава в конце ХХ века – и чем мы отличаемся от цивилизованных стран мира.
Что стало с нашими богатствами – сегодня надрывно кричат многие наши экономисты и писатели – и в первых рядах звучит и Ваш голос.
Мощь государства заключена не в шире его полей и лесов, не в богатстве его природных ресурсов – все это от Бога. Мощь государства в системе, которая правит на данной территории и решает социальные вопросы жизни каждого конкретного человека.
Нет, не может быть прочным дело, когда под ним струится кровь. История красноречиво доказала, что не прав наш народный поэт, хотя он всем сердцем ратовал за улучшение доли своего народа.
Не стоит счастье всего народа одна слезинка убиенного младенца – воскликнул в горечи перед грядущими варварами на нашу страну наш великий пророк Достоевский.
В вихре захватнических войск и революций мы забыли об этом.
Не помнят об этом и представители журнала «Наш современник». В их выступлениях не было сказано ни слова о человеке, искони населяющем бескрайные просторы нынешней России. Где они и кто они: адыгейцы, алтайцы, буряты, коряки, селькупы, якуты, эскимосы…список можно долго продолжать. А это – 126 национальностей. Речь у них шла об одном – о спасении русской культуры от инородцев. А где все остальные нации, народности, племена, их культура, многочисленных представителей искони населяющих эту землю?
Вам, Валентин Григорьевич, занимающимся историей Сибири, следует быть объективным и помнить о каждом «маленьком человеке». Но нет маленьких людей – это во мне, как и в Вас, сказывается политика «Старшего брата». И честному человеку, талантливому писателю, негоже тянутся к свету в конце туннеля, расталкивая локтями «младших братьев».
Родиной человека, вне зависимости от национальности, является та земля, на которой он родился: место, где он открыл глаза в жизнь и то реальное окружение, в котором началось его становление как личности.
3
Если мы будем говорить об исторической родине, уважаемый Валентин Григорьевич, то она у Вас не в Иркутске, а в Киеве. Но где теперь от Вас Киев? Там так же, как у Вас в Сибири, разгорелись национальные страсти. Вы, видимо, считаете себя потомком мудрого князя Владимира Мономаха – а оказались чужаком на своей исторической родине. Вы теперь держитесь за Сибирь, считаете ее своей исконной Родиной и воспеваете ее – Вы правы.
Но оглянитесь в гневе праведном: здесь живут и исконные ее жители, покоренные Русью, и те, кто приехал сюда и вложил свой труд. А среди них миллионы и миллионы тех, кого репрессировали и силком согнали на эту политую потом и кровью народов всех национальностей землю; здесь находятся могилы их, прах которых неистребим на этой земле; здесь живут их дети, родившиеся в силу исторических обстоятельств на этой земле – и они считают ее своей родиной и не выпячивают своего национального происхождения.
Ваши друзья из «Нашего современника», прикрываясь Вашим именем, провозглашают лозунг очищения русской культуры, якобы притесненной иноверцами на всей территории Российской федерации. И что это за великая культура, если ее могут задушить «малые культуры»? Не оттого ли в наше время, когда гласность обрела право на существование, так обострилось национальное движение. И что греха таить – почти у всех народов, поднимающих в этом хаотическом хоре свой голос, звучит обвинение русскому народу.
Я с этим не согласен. Любой народ по своей сути интернационален. Русский народ пострадал в нашей общей кровавой истории не меньше любого другого народа. Его пытались представить «старшим братом» новоявленные правители, которые пришли к власти не путем открытого всенародного голосования (и в наше время «перестройки», к сожалению, этого не произошло в полной мере), а те, кто захватил власть силой, обманув народ красивыми лозунгами. Как заметил еще Монтень, вожди всех захватнических революций обещают благо своему народу, а кончают тем, что распределяют между собой посты и удовлетворяют свои личные интересы за счет эксплуатации обманутого ими народа.
Русская культура велика и могуча. Она смогла пройти сквозь все препоны царской России и кровавые испытания извращенной «диктатуры пролетариата» и оставила свой значимый след в мировой культуре. Те миллионы представителей ее, кто был репрессирован и уничтожен насильно в своей стране мракобесами «патриотического толка» (Чаадаев), и те, кто был насильно изгнан ими с родной земли, продолжают и в чужих странах завоевывать сердца всех народов мира именно как выразители русской культуры.
4
А сейчас я даю возможность представителям журнала «Наш Современник» (Верю, что Вы не с ними!) криво ухмыльнутся и крикнуть:
— Бей жидов – спасай Россию!
Я – еврей, рожденный в России. Здесь родились, жили, работали, умирали в непосильных трудах и погибали в войнах, революциях и погромах мои отцы и прадеды.
Как вам спасти от меня Россию, если в этой земле истлело тело моего отца, который отдал жизнь, защищая ее в Брестской крепости во время Отечественной войны. Как вам спасти от меня Россию, если от Бреста до Урала моя мать-учительница босыми ногами протоптала на ней тропинку, спасая меня, младенца, и двадцать детей разных национальностей от фашистов? На Урале нас приютила и обогрела чувашская семья.
Мой отец погиб, защищая не только свой российский народ, но и Вас, Валентин Григорьевич, там, в далеком Иркутске – мы ведь с вами ровесники. Верю, что и Ваш отец был на фронте, быть может, воевал плечом к плечу с моим отцом. Дай Бог ему здоровья, если он остался жить и смог воспитать Вас, зарабатывая изнурительным трудом в нашей нищенской послевоенной жизни. Мне этого счастья близости отцовского плеча не далось узнать – государство отделалось от меня за гибель отца жалкой пенсией. А когда я, став взрослым, учителем, не имея жилья для своей семьи с двумя сыновьями, заикнулся в исполкоме, что я сын погибшего воина, высокий чин мне ответил:
— Теперь это не имеет значения.
На лацкане его пиджака сверкало несколько орденских колодок, покрытые прозрачным пластиком. Он очень берег их – для его детей это имело значения: он участник войны и пользуется привилегиями. Видимо, он считал аргументом тот факт, что ему повезло выжить в этой смертоносной войне. Как же легко и быстро забыты такими «воинами» те, с кем они укрывались одной шинелью и шли вместе в атаку.
Верю, Вы понимаете меня. Об этом свидетельствует Ваша прекрасная повесть «Живи и помни». Так мог написать только тот, кто всем своим нутром испытал всю проклятую горечь нашего времени. Об этой книге я когда-то написал свой отзыв – второе письмо, которое так и не отправил: неужели предчувствие оказалось сильнее эстетического влияния искусства? В книге говорил художник. Но в жизни все намного сложнее.
Нет, я не буду отвечать на призывы антисемитских воззваний злобой и спором. Судить — дело правосудия, которого у нас, к сожалению, еще нет. Ибо я пришел на эту землю не защищаться от своих современников, а жить вместе с ними на этой земле в мире и согласии. Меня можно силком изгнать из России, убить в очередном погроме, но вырвать из моего сердца родину не дано никому.
Мы с Вами не враги, а родовичи. Нам вместе жить на этой земле и искать истину. Верю, что и Вы думаете также. Дай мне Бог ошибаться там, где я не прав или не понял Вас. Знаю: истинный художник – гражданин – по своей сути интернационален. Примером этому служит образ одного из величайших русских людей Чаадаева. Все лучшие представители русской интеллигенции были движимы объективным поиском истины.
В пору оголтелой реакции русского правительства против евреев искони русской писатель Н. Лесков пишет записки «Евреи в России». Открыто, не боясь преследований, он разработал вопрос с социально-экономической точки зрения и показал, в каком направлении должен решаться спор о правовом положении евреев в России. Это было в 1884 году. А через два года, подтверждая свои мысли, как художник слова, пишет «Сказание о Федоре – христианине и его друге Абраме-жидовине» — это гимн братства людей, которое не должно рушиться из-за разномыслия. Заканчивается словами: «Повесть эта не есть баснословие, измышленное досугом. Это есть истинная история…Ныне от старых записей взята и в новом изложении подается для возможного удовольствия друзей мира и человеколюбия, оскорбляемых нестерпимым дыханием братоненавидения и злопомнения».
В своих речах А. Казинцев цитировал великого русского философа В. Соловьева. Есть такая позиция у лжеученого брата – вырывать необходимые ему цитаты из текста великих мира сего, чтобы показать свою образованность. В белорусской истории борьбы с сионизмом есть красноречивый пример, когда один из наших, уже замолчавший навсегда, идеолог антисемитизма любил цитировать Гитлера. А знакомы ли заместителю редактора «Наш современника» работы В. Соловьева «Национальный вопрос в России»? Удосужился ли он прочитать, вникнуть и понять его статью «Еврейство и христианский вопрос»? – это и есть отношение настоящего русского человека к иноверцам.
Нет, не читают у нас таких книг. Не потому что не хотят люди – не издают.
Нас столько лет кормили общими фразами об интернационализме и помпезными фестивалями культур народов, при этом лишая возможности развивать и видеть настоящую национальную жизнь, что чувство интернационализма атрофировалось в общегосударственном масштабе. «Отец народов» вел свою линию: ассимиляция народов и сведению к общему русскому языку – все просто и ясно, как глупый свет луны. И только истинное знание говорит о том, что луна светит не своим, а отраженным светом.
Все в мире имеет свою собственную природу и свет.
Стоило приоткрыть завесу и дать людям глоток свободы – и оказалось, что политика угнетения наций ради процветания одной оборотилась для этой нации еще большей трагедией.
И здесь мне понятны боль и чаяния радетелей за русскую культуру представителей журнала «Наш современник». Но вспомните: их цели и приемы спасения чистоты крови уже были в истории. Великий рейх погиб, строя собственное счастье на попирании других народов. Гёте задолго до этих событий говорил, что умный человек предпочитает учиться на горьком опыте других. А такой опыт был – погиб на такой политике великий Рим.
Как ни силятся доказать литераторы из «Нашего современника», что они и являются истинными выразителями духа русского народа – это им не по зубам. Но именно они вскормили и поддержали общество «Память». И вот парадокс этой системы воспитания: Россия, спасшая народы от фашизма, сама стала не только гнездом его, но и рассадником этой чумы ХХ века. Н. Бердяев писал: «В «союзе русского народа» чувствуется восточная дикость и темнота, а временами показывается морда зверя и обнаруживаются атавистические переживания людоедских инстинктов. «Истинно русские люди» в массе своей стоят по ту сторону добра и зла, истины и лжи, их мысли, чувства и действия находятся вне контроля совести и разума» («О русском национальном сознании», газета «Слово», 7.12.1908 г., 17.04.1909 г.)
5
Я говорю во всеуслышание: у нас с Вами общая родина. Политика антисемитизма, инородства лишь сплачивает тех, против которых она направлена, с лучшими русскими людьми. Учитесь у собственной истории: такая политика разлагает нацию, если она использует ее как свое оружие.
Наша общая Родина сложилась исторически. Перекраивать карту мира пробовали уже не одни радетели шовинстическо – фашистского толка. Не вышло. Природа не глупее нас. Ее законы: естественный путь развития человека, вбирающего в себя свободно все в мировом движении и видоизменяющегося не в зависимости от наших страстей, обид и притязаний, а от всего в целом усовершенствующегося мироздания.
Будем же благоразумны, если мы хоти выжить в атмосфере атомного века, который с одной стороны показал величие человеческого разума, а с другой стороны поставил перед дилеммой: быть или не быть всему человеческому роду на планете.
Оглядитесь и вдумайтесь: до какого положения доведен у нас сам русский человек, если многие из них завидует тем, кто имеет возможность покинуть эту страну. Панический страх охватил нации. Русский человек завидует еврею, немцу, поляку и др., у кого, на основании половинчатого решения нашего правительства, есть такие шаткие условия. Русский человек платит баснословные деньги за фиктивный брак с человеком другой национальности, чтобы иметь возможность вырваться из своей страны. До какой же крайности доведен он, если готов и на преступление ради того, чтобы покинуть навсегда свою историческую родину.
Национальные конфликты потрясают страну во всех ее уголках. Наша пресса, лучшие люди бьют в колокола, взывают к разуму народы нашей страны, обращаются к правительству. Люди за рубежом с ужасом взирают на то, что происходит у нас. Многие страны готовы представить местожительства угнетенным народам, гибнущим в этой межнациональной вражде и бойне, зная из опыта фашистской Германии, чем грозит этот разгул.
Валентин Григорьевич, почему вы, Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии, писатель, к голосу которого прислушиваются люди разных национальностей, молчите?
Где же вы? Ваша совесть спит так же спокойно, как Ваша жена рядом?
Для моей жены уже давно наступили бессонные ночи. Знакомо ли Вам состояние, когда Ваша жена вскакивает среди ночи от ужаса, бежит в детскую комнату, смотрит на своих детей и шепчет:
— Я больше так не могу жить…мне страшно…что будет с ними…
В нашей памяти еще остро живы события тех лет, когда фашистская Германия планомерно уничтожала народы за национальность. Вам, художнику слова, должно быть понятно, что испытывает при этом ее муж, мужчина, защитник семейного очага – самых близких и дорогих ему людей. И на что он может решится ради их защиты и спасения.
Это говорю Вам я, Мужчина.
Вы мне можете посоветовать уехать, пока есть время и возможности, бежать, как это делают десятки тысяч разуверовавших людей, потерявших надежду, что их может защитить правительство, которое до сих пор бездействует и прибывает на поле боя, когда преступление отгремело.
Нет. Это моя Родина. Такая же, как и Ваша.
Неужели Вы, написавший «Прощание с Матерой», не способны понять чувства людей, которых вынуждают угрозами и насилием покинуть свой отчий край.
Антисемитизм ползет по стране. Неужели и Вы, свободный художник, оказались в плену этих варваров ХХ века? Или специально закрываете глаза? Не к чести художника замыкаться в башню из слоновой кости и изводить дефицитную бумагу на описание красивых пейзажей, когда идеология патриотов – радетелей «Нашего современника» расползается по стране – и ваши соотечественники, потеряв надежду быть равными на своей родине, спасая детей, уезжают, не желая больше доказывать свое право быть на этой земле ее законными детьми.
Они оставляют все. В последний раз постояв с иссушенными от слез глазами над могилами своих близких, прощаются с друзьями, под их порой завистливыми взглядами – и они осознали абсурд жизни в нашей стране, в которой вынуждены не жить, а существовать. Люди так устали от нашей неустроенности, от торжественных обещаний, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», от очередной затянувшейся перестройки под девизом «революция продолжается», что потеряли надежду не только пожить когда-нибудь просто по-человечески, но и самое святое: чувство Родины.
Неужели мы настолько бездарный народ, что не способны построить собственный дом, в котором хочется жить и покинуть который – равносильно духовной смерти.
Но в каждом человеке, как и в народе, есть свой предел терпения. Будем же милосердны к тем, кто не выдержал этих мук и уехал. Не их вина в том, что они изуверились и устали: век человека краток, а исторические процессы занимают века.
В том, что происходит, вина и всех нас, вне зависимости от цвета кожи и национальности. «Каждый народ достоин своего правительства», — писал немецкий философ 18 века Зейме. Хочется добавить: он достоин и тех, кому доверяет выражать свои чаяния…
Отзовитесь…Скажите свое мнение вслух – этого от Вас ждут те, кто знает и восхищен Вашим творчеством, как художника.
Нет, не Сибирью и не Северным океаном будет произрастать Российское могущество, как писал когда-то Ломоносов, а свободным творческим трудом свободных людей, во главе которых стоят избранные ими честные личности.
17 марта 1990 года. Борис Роланд, школьный учитель.
Р.С. Пока я мучительно обдумывал и писал это письмо, решался его отослать Вам, пришло сообщение: «Назначить тов. Распутина Валентина Григорьевича членом Президентского Совета СССР».
Примите искренние поздравления.
Этот выбор нашего Первого президента дает мне основание думать, что он сумел увидеть в Вас то, в чем я начал сомневаться.
Но, может быть, этот высокий пост позволит Вам заявить гласно свою позицию по вопросу, которым мучаются многие наши сограждане. Ибо теперь Вы не только признанный писатель, которого каждый волен оценивать по своему эстетическому вкусу, но и стали одним из Верховных правителей нашего Отечества. А от его позиции зависит во многом то место, которое займет наша страна в строю цивилизованных народов. И тогда, как писал наш великий поэт: «Все гости будут к нам…»
Р.С. Ваше затянувшееся молчание в этой истории вызывают у меня сомнение, что Вы мне ответите. Поэтому посылаю письмо в редакцию – это касается не наших личных отношений писателя и читателя, а судьбы всех народов нашей многонациональной страны – судьбы нашей Родины.
Прошу поверить в искренность моих слов. Дай мне Бог оказаться неправым в этом вопросе по отношению к Вам. И я надеюсь и верю услышать Ваш голос: слово и поступок неразделимы в Человеке.
7 апреля 1990 г.
Р.С. И вот весь мир услышал Ваш голос. Пока я мучительно собирался отправить это письмо – пришло сообщение, что Вы, писатель Распутин, народный депутат СССР, член Президентского совета дали интервью журналу «Нью-Йорк таймс мэгэзин», в котором четко высказали свою позицию: «Я думаю, сегодня евреи у нас должны почувствовать ответственность за грехи революции и за те последствия, к которым она привела…Они должны почувствовать ответственность за террор, который существовал во время революции и особенно после нее. Они сыграли тут большую роль, и вина их велика. Как за убийство Бога, так и за это…»
В свете этих высказываний все стало на свое место: мне придется просить прощения у редакции «Нашего современника», которых я обвинил во лжи, когда они упорно и настойчиво ссылались на Вас в своих постулатах о вине евреев в мировой истории.
В эти годы, когда коммунистическая идеология рухнула и показала свою истинную суть – все больше людей обращается к забытому ими Богу. Для большинства же это пока всего лишь ритуал во имя спасения погрязших в грехах душ. Но когда явится прозрение – человек вспомнит, что не только Христос, но и все апостолы его были евреями. И тогда дойдет до него голос одного из великих русских философов – христиан В. Соловьева: «Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона, мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно их заповеди христианской религии. Если иудейский закон дурен, то их упорная верность этому дурному закону есть, конечно, явление печальное. Но если худо быть верным дурному закону, то еще гораздо хуже быть неверным закону хорошему, заповеди безусловно совершенной. Такую заповедь мы имеем в Евангелии».
1 июля 1990 г.
No comments
Comments feed for this article
Trackback link: https://borisroland.com/эссе/открытое-письмо-в-распутину/trackback/